НКСО
На главную | Контакты | Новое на сайте | Карта сайта
Раскрытие информации
Личный кабинет
РКО
НКСО в регионах
События НКСО
Новости

Новости

21 Декабрь 2010

Узбекистан: Правовые основы оценочной деятельности


В ходе масштабных экономических преобразований, осуществляемых в Узбекистане по инициативе Президента Ислама Каримова, большое внимание уделяется формированию и совершенствованию механизмов, способствующих развитию рыночных отношений. Одним из них является оценочная деятельность.

В нашей стране созданы прочные правовые гарантии оценочной деятельности, которые закреплены в Конституции Республики Узбекистан, Законе «Об оценочной деятельности» от 19 августа 1999 года и ряде других нормативно-правовых актов. В 2006 и 2009 годах в Закон «Об оценочной деятельности» были внесены изменения и дополнения, отвечающие задачам поступательного развития национальной экономики.

В этом направлении проводится постоянная работа. 17 апреля 2006 года было принято постановление Президента страны «О мерах по ускорению развития сферы услуг и сервиса в Республике Узбекистан в 2006-2010 годах». В рамках его выполнения для формирования современного рынка оценочных услуг создана система независимых оценочных организаций, которые занимаются определением стоимости любой формы собственности. Вместе с тем развитие этого рынка обуславливает необходимость дальнейшего совершенствования методологии оценки имущества и нематериальных активов с учетом углубления реформ в экономике Узбекистана и международного опыта.

Сегодня в мировой практике основная цель регулирования деятельности оценщиков заключается в поддержании конкурентной среды и обеспечении качества оценочных услуг. В разных странах способы достижения этой цели различны, но в государствах с развитой рыночной экономикой предпочтение все более отдается механизмам саморегулирования.

Важно подчеркнуть, что во всем мире, несмотря на существование значительного числа оценщиков, эта профессия не является массовой. К их услугам прибегают в основном специалисты – брокеры, работающие с недвижимостью, банковские служащие и другие. Следует отметить, что в большинстве стран с развитой рыночной экономикой деятельность оценщиков не регламентируется непосредственно государством. Их высокая квалификация поддерживается профессиональными организациями путем принятия и соблюдения стандартов. Исключение составляют Италия, Испания и Япония, в которых существует определенное государственное регламентирование в форме лицензирования, а также США, где пять лет назад было введено государственное регулирование (лицензирование) деятельности оценщиков недвижимости.

Международные стандарты в этой сфере разрабатываются Международным комитетом по стандартам оценки (IVSC), в который входят профессиональные организации оценщиков более чем 50 стран. Эти стандарты не рассматриваются в качестве свода законов, так как являются лишь основой, отражающей единство общепризнанных в мире экономических принципов. В этой связи одна из основных задач IVSC – достижение согласованности между национальными и международными стандартами оценки.

В Европе группа оценщиков основных фондов была образована в 1977 году как некоммерческая ассоциация национальных организаций оценщиков западноевропейских стран. Одна из главных целей ее создания – разработка общих стандартов оценки, отражающих взгляды профессиональных организаций всех стран Евросоюза. При этом европейские стандарты оценки не имеют обязательного характера для членов организации, но рекомендуются как лучший опыт для применения и включения в соответствующие нормативные акты ЕС. Это дает импульс и к принятию соответствующих национальных стандартов.

К примеру, в Великобритании существует перечень практических положений, которые оценщики обязаны соблюдать, – «Руководство по оцениванию». В нем закреплено правило письменно фиксировать факт проведения переговоров оценщика с заказчиком и достижения ими согласия по всем важным вопросам. При этом в Великобритании не существует государственного регулирования деятельности оценщиков, что привело к созданию добровольной общественной системы регулирования. В Германии к работе оценщиков предъявляются многочисленные требования, которые в основном закреплены в Постановлении об оценочной деятельности. Практика в этой области в большей степени ориентируется на происходящие, на рынке процессы. Как и в других странах, здесь применяются классические подходы к оценке (сравнительный, доходный и затратный), которые являются основой для огромного количества других методик.

В нашей стране в ходе поэтапного реформирования экономики и перевода ее на рыночные механизмы хозяйствования оценочная деятельность постоянно развивается.

30 июля 2010 года Законодательной палатой Олий Мажлиса Республики Узбекистан был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием оценочной деятельности», одобренный 29 августа этого года на третьем пленарном заседании Сената парламента страны и вступивший в силу 18 сентября 2010 года.

Так, в соответствии со статьей 3 Закона «Об оценочной деятельности» подобная деятельность осуществляется оценочной организацией. В связи с этим внесены изменения в Гражданский кодекс Республики Узбекистан, законы «О приватизации государственного жилищного фонда», «О банкротстве» и «Об акционерных обществах и защите прав акционеров». Также внесены изменения в статью 293 Уголовно-процессуального кодекса и статью 179 Таможенного кодекса. Кроме того, термины этих кодексов приведены в соответствие с используемыми в законе понятиями. Помимо этого, предусмотрена норма, согласно которой оценка осуществляется без привлечения оценочной организации дознавателем или следователем.

Внесено изменение в статью 9 Закона «О разгосударствлении и приватизации», учитывая, что оценка проводится в соответствии с Законом «Об оценочной деятельности» и другими актами законодательства.

В Законе «Об оценочной деятельности» установлено, что оценочной деятельностью является деятельность оценочной организации, направленная на определение стоимости объекта оценки, а результаты проведения оценки оформляются отчетом об оценке. Исходя из этого внесено изменение в статью 491 Гражданского кодекса.

Участие Госкомимущества в процедуре отбора оценочных организаций, осуществляющих оценку арестованного имущества, является излишним, так как выдавая организациям соответствующую лицензию, Госкомимущество таким образом уже предоставило право проведения оценки. Участие Госкомимущества в этом процессе противоречит Закону «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и не обеспечивает объективность отбора. С учетом этого внесены изменения в статьи 54 и 84 Закона «Об исполнении судебных актов и актов иных органов».

Как уже отмечалось, согласно Закону «Об оценочной деятельности» результаты проведения оценки оформляются отчетом об оценке. Поэтому внесены изменения в статью 16 Закона «Об ипотеке», статью 135 Налогового кодекса, статьи 19 и 26 Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Качество оценочных услуг во многом зависит от развития теории, методологии и практики оценки различного рода имущества, комплексной компьютеризации оценочной деятельности, систематизации базы данных в этой сфере. Реализация нового закона обеспечит дальнейшее совершенствование механизма оценки и всей системы оценочной деятельности в нашей стране, что будет способствовать ускорению и эффективности осуществляемых в нашей стране рыночных экономических реформ.

Дмитрий Огай, и.о. руководителя группы Института мониторинга действующего законодательства при Президенте Республики Узбекистан, кандидат юридических наук

УзА Национальное информационное агентство Узбекистана

Все новости

Copyright © 2008
Национальная коллегия
специалистов-оценщиков
Ассоциация саморегулируемая организация «Национальная коллегия специалистов-оценщиков»
119017, г. Москва, Малая Ордынка, дом 13, строение 3
Телефоны: (495) 748-20-12